Идея бизнеса – франшиза
Из средневековой Франции мы получили термин “франчайзинг”, как право, позволяющее осуществлять какой-либо из видов коммерческой деятельности. Предоставлялось оно исключительно королём, и это могло быть как право на строительство дорог, так и право на охоту.
Сегодня само понятие франчайзинг можно объяснить как продажу идеи ведения бизнеса. Самый яркий и понятный пример современности - корпорация Макдональдс. Покупая франшизу у этой компании, то есть саму идею ведения бизнеса как таковую, начинающий бизнесмен перестает ломать голову над множеством вещей, необходимых для удачного старта в сфере общественного питания.
Отработанный имидж сотрудников, стиль оформления помещения, брендовая символика, меню, ценовая политика, технология приготовления блюд, необходимое оборудование и работа с поставщиками продуктов – яркий пример сервисного франчайзинга.
Суть производственного франчайзинга легче всего объяснить на примере компании Coca Cola. Концентраты, секрет изготовления которых хранится в тайне, продаются компаниям – партнерам. При этом партнер разливает и упаковывает продукцию, являясь полноправным представителем данной компании.
Существуют также товарный франчайзинг и франчайзинг бизнес-формата.
В первом случае франшизу, как правило, продает крупный производитель. Он поставляет для реализации мелким предприятиям товары по сниженным ценам, предоставляя малому бизнесу право на продажу и сервисное обслуживание под своей торговой маркой. В этой связи хочется вспомнить первых дистрибьюторов компании Зингер. С 1851 года этой компанией заключались договоры по продаже и обслуживанию знаменитых швейных машинок на определенной территории США.
Франчайзинг бизнес-формата считается одним из самых перспективных. Здесь речь идет о предоставлении полного пакета brand-book. При этом франчайзи вливается в корпорацию, становясь ее полноправной частью.
При работе со своими франчайзи (физическими или юридическими лицами, приобретающими франшизу), франчайзор (лицо, продающее франшизу) оказывает консалтинговые услуги.
Проще говоря, консалтинг – это консультирование. Грамотно составленный бизнес-план, выбор места расположения предприятия, обучение персонала, вопросы взаимоотношений с налоговыми органами, рекламная политика – неполный список позиций, по которым оказывается помощь.
Само определение понятия франшизы, данное Британской франчайзинговой ассоциацией, говорит о том, что франчайзор обязан предоставлять такого рода помощь лицам, получившим контрольную лицензию.
Франшизы, в свою очередь, делятся на исключительную и неисключительную. В первом случае франчайзи является эксклюзивным представителем франчайзора на определенной территории. Соответственно, во втором - конкурирующих франчайзи на данной территории может быть несколько.
Теперь перейдем к понятию “роялти”. От фр. royal – король, произошло и роялти – доля короля. Роялти можно определить как систематическую плату за поддержку бизнеса.
Иногда, это - определенный процент с оборота или с прибыли франчайзи. Фиксированное роялти чаще всего применяют для предприятий общественного питания и туристических фирм. Для приобретения франшизы требуется оплата предварительного роялти. Этим будущий партнёр подтверждает серьезность намерений.
Очевидно, что начинающий предприниматель, приобретая франшизу известной корпорации и получая наработанные инструменты управления собственным бизнесом, обеспечивает себе 50% успеха.
И очень полезное видео о том что такое франшиза и многое другое
Еще по теме:
Поделись этой статьей с друзьями: